На импортные фрукты и овощи приходится 50-55% продаж в супермаркетах Украины – EastFruit

Аналитики EastFruit обращают внимание на интересный феномен – появляющиеся в больших количествах, «как грибы после дождя» супермаркеты большинства стран региона, являющихся нетто-экспортёрами, отдают предпочтение торговле импортными овощами и фруктами. Почему это происходит?!

Почему, например, в Узбекистане, который экспортирует фруктов и овощей почти на $1 млрд долларов США в год, в супермаркетах наиболее продаваемым фруктом является банан? Почему супермаркеты Молдовы, которая является однозначным лидером по объёму экспорта свежего яблока в регионе, предпочитают размещать на полках яблоки из Польши и Украины? Почему для украинских супермаркетов те же бананы или мандарины, намного важнее картофеля?

Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), считает, что причину нужно искать в качестве, удобстве, объёмах, стандартизации продукции и системности поставок.

«Сколько бы наши поставщики не жаловались на кабальные условия супермаркетов, нужно признать, что абсолютное большинство из них часто сами не соблюдают условия контрактов. Наибольшие проблемы у местных поставщиков с двумя вещами: соблюдением и поддержанием стандартов качества продукции и с соблюдением сроков поставки. Также нередко у поставщиков качество тары, да и сама упаковка не соответствует заявленной. В то же время при работе, например, с импортным бананом, никаких сюрпризов не возникает. Аналогично, если супермаркет заказал яблоко из Польши или мандарин из Турции, то он знает точно, что продукция будет поставлена в срок, необходимого калибра и в правильной таре, и она будет поставляться ритмично. Потребители тоже позитивно реагируют на возможность покупать стандартную продукцию, которая соответствует их ожиданиям, и поэтому они возвращаются за ней снова в тот же магазин. Как результат, супермаркет на импортной продукции зарабатывает больше, чем на местной, даже без учёта преимущества в виде прозрачной системы оплаты НДС – ведь многие местные поставщики не являются плательщиками НДС, что делает поставки их товаров в супермаркеты менее выгодными», — говорит Андрий Ярмак.

В качестве яркого примера можно взять уникальные данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией в Украине. Их озвучил Фёдор Рыбалко, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ходе Первого международного Ритейл Форума в рамках #FTrade Club 2021, состоявшегося в Киеве в начале декабря 2021 года.

pasted-25

Из данных о реализации топ-10 овощей и фруктов супермаркетов Украины за 2019 год очевидно, что здесь доминирует импортная продукция.

«Очевидно, что 100% бананов и мандаринов – это импорт. А вот с томатами ситуация более интересная – по весу в объёме продаж супермаркетов преобладают, конечно же, украинские тепличные помидоры, а вот по стоимости выручка от реализации импортных томатов приблизительно равна, а в некоторых случаях и превосходит выручку от реализации украинской продукции, потому что основной импорт приходится на холодный период года, когда цены на них максимально высокие. По нашим оценкам, импортная плодоовощная продукция обеспечивает супермаркетам Украины 50-55% всей выручки. Факт в том, что украинские супермаркеты зарабатывают более высокую маржу на импортной продукции. Мы предполагаем, что при 50-55% выручки от реализации, удельный вес импортных овощей и фруктов в прибыли плодоовощного отдела достигает 70-75%, а на местную продукцию приходится 25-30% прибыли. Ведь и потери в импорте значительно ниже, чем при реализации местной продукции», — поясняет Андрий Ярмак.

Однако он считает, что по мере развития экспорта плодоовощной продукции за пределы постсоветских стран, украинские поставщики будут становиться более ценными партнёрами и для местных супермаркетов, ведь качество их продукции и бизнес-практики будут повышаться. Запрет на поставки украинских овощей и фруктов в Россию уже позволил Украине совершить большой рывок в развитии плодоовощного бизнеса, и сохранение подобного положения дел должно продолжать оказывать позитивное влияние на всю отрасль.


Джерело https://east-fruit.com

Відповісти

Ваш email не публікується