Налогообложение крестьян в “ресурсном” законе: налоговая справедливость или копание в карманах? – Infagro

Владислав Обух на портале agroreview.com анализирует, чего ждать от внедрения минимального налогового обязательства (МНО) для собственников земельных наделов площадью более 0,5 га.

Принятие накануне резонансного законопроекта №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс изрядно возмутило соцсети. Большинство комментариев, касающихся намерений снизить порог налогообложения земельных участков с двух гектаров до 50 соток, – из тех, которые в эфире обычно “запикивают”, а в официальных СМИ – не публикуют.

Оценки экспертов, как и полагается, менее экспрессивны. Среди них есть как сторонники, так и противники новшеств. Первые считают, что наводить порядок в налогообложении давно пора – на всех уровнях. Другие, соглашаясь с этим, говорят, что начинать следует со сфер, где государство теряет гораздо больше, а не с финансового давления на крестьян, для некоторых из которых огород и пай – единственные источники доходов и главные инструменты для выживания. Учитывая это, хорошо что принимая такое решение, депутаты, как говорится, одной рукой упростили процедуру создания крестьянами фермерского хозяйства. Но никуда не годится, когда другие будут пытаться залезть в их карманы…

Что же конкретно предполагают резонансные изменения и действительно ли так страшен новый “налоговый черт”, как некоторые рисуют?

Об аргументах “за” и “против” нововведения и возможные скрытые цели

Уплата минимального налогового обязательства (МНО) при пользовании земельными участками сельскохозяйственного назначения площадью более полугектара предусмотрена статьей 38¹ (пункты 1-4), которой предлагают дополнить Налоговый кодекс Украины.

Приблизительно две страницы текста, которые наделали столько шума в парламенте, СМИ, соцсетях, а теперь – и на кухнях и сельских лавочках. Вопрос волнует всех – и тех, кто самостоятельно возделывает землю, и тех, кто сдает пай в аренду агрохолдингу или фермеру.

Не нужны никакие социологические опросы, чтобы понять: большинство “более полугектарных латифундистов” считают новый налоговый подход несправедливым. Ведь их “без суда и следствия” отнесли к числу тех, кто выращивает фрукты и овощи на продажу. И никого при этом не волнует, что в семье, хозяйничающей на 60 сотках, например, может быть пять или восемь детей. Поэтому всего излишне выращенного как раз и хватает им на питание и содержание хозяйства. Разве что фасоль и тыквенные семена заготовителям продадут на несколько сотен гривен…

Это аргументы, с которыми автор соглашается как человек, выросший в селе.

В то же время как сторонник справедливого подхода, при котором все должны платить налоги с любого полученного дохода (конечно, с предусмотренными законом исключениями), не могу не согласиться и с доводами авторов законопроекта №5600.

Председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев объясняет инициативу тем, что из-за отсутствия налогообложения в этой сфере государство ежегодно теряет до 10 миллиардов гривен, которые на самом деле не пополняют бюджеты домохозяйств, а оседают в карманах владельцев агрохолдингов и трейдеров. которые зарабатывают на экспорте выращенной продукции на мелких (часто – только на бумаге) земельных массивах. Именно они, а не крестьяне, мол, и являются основными выгодополучателями от такого статус-кво.

То есть, одна из глобальных целей законодательной инициативы вроде бы благородна – выравнивание налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей и детенизация возделывания земли. Ведь, по разным данным, без должного налогообложения (в лучшем случае – только с уплатой “копеечного” налога на землю, а большей частью даже без него) хозяйственная деятельность в Украине ведется на 8-10 миллионах гектаров.

Но есть вопрос: своевременны ли такие новации сейчас, когда коронавирус сделал украинских крестьян еще беднее и уязвимее к финансовым ударам? Правда, во втором чтении в законопроект внесли изменения, согласно которым первый период начисления МНО – не 2021-й, как планировалось, а 2022 год. То есть налог впервые придется уплатить в 2023 году – по итогам 2022-го.

Впрочем, здесь новый вопрос: может ли кто-то гарантировать, что в не таком уж далеком 2023-м уровень благосостояния украинских крестьян существенно повысится?

Третий вопрос: а действительно ли с этого нужно начинать борьбу с минимизацией налоговых платежей, уклонениями и налоговыми «скрутками» и другими схемами и махинациями, к которым прибегают люди, которым земельное МНО не угрожает?

С чего начинать борьбу с минимизацией налоговых платежей

Некоторые политики и эксперты даже говорят, что соответствующие налоговые изменения вообще вносили в интересах крупных землевладельцев и землепользователей – тем более, с приближением даты допуска на земельный рынок юридических лиц (с 1 января 2024 года). Мол, следующий год крестьяне еще как-то похозяйничают на своих наделах, а в 2023, когда начнут поступать сообщения о начислении МНО за предыдущий год, должны задуматься: нужна ли им такая «ноша»? Поэтому некоторые считают, что в лучшем случае крестьян таким образом будут “стимулировать” активнее передавать землю в аренду фермерам и агрохолдингам, что позволит за счет арендной платы компенсировать суммы, уплаченные как МНО. В худшем же – и об этом говорят не только политики-популисты – владельцев паев будут подталкивать к продаже своих наделов. Экономисты даже подсчитали, что такой трюк может увеличить земельный банк крупных и средних агропроизводителей по меньшей мере на один миллион гектаров.

Кто будет платить новый налог – собственник пая или его арендатор?

По подсчетам специалистов, потенциально новые правила начисления МНС могут относиться к 45-48% сельских домохозяйств. Земельные наделы оставшихся 52-55% – не больше половины гектара.

Также нововведение не касается земельных участков (независимо от площади), которые по состоянию на 1 января 2022 будут находиться в пределах населенных пунктов.Среди других исключений – участки, используемые дачными (дачно-строительными) и садоводческими (огородническими) кооперативами, земли запаса, неистребованные земельные доли (паи), распорядителями которых являются органы местного самоуправления, кроме передаваемых в аренду наделов, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения.

На первый взгляд, нововведение ничем не угрожает и владельцам паев, самостоятельно не обрабатывающих свои (в том числе и унаследованные) наделы, сдавая их в аренду. Ибо в этом случае МНС ложится на плечи (карманы) арендаторов.

“В случае передачи земельных участков в аренду (субаренду), эмфитевзис или другое пользование минимальное налоговое обязательство определяется для арендаторов, пользователей на других условиях таких земельных участков в порядке, определенном настоящим Кодексом” (пункт 3 статьи 38 Налогового кодекса).

Однако, здесь есть несколько “но”. Во-первых, часть крупных и средних агропредприятий в пересчете на гектар земли уплачивают больше налогов (налог на прибыль предприятий, НДФЛ и военный сбор, единый налог, земельный налог за земельные участки, отнесенные к сельскохозяйственным угодьям, рентную плату за специальное использование воды) , чем условные 1500 гривен МНО. То есть, им “не угрожают” никакие дополнительные платежи за пользование арендованными участками. Следовательно, государство не получит дополнительные средства, на которые рассчитывает.

Во-вторых, те хозяйства, на общем уровне налогообложения которых начисление минимального налогового обязательства все-таки скажется, могут автоматически уменьшать на сумму своих дополнительных расходов размер арендной платы. Конечно, по закону делать этого нельзя. Но ведь мы прекрасно знаем, что большинство владельцев паев (особенно – в глубинке) в отношениях с влиятельными арендаторами фактически бесправны и на размер арендной платы почти не влияют: что решил хозяин (владелец агропредприятия), на то и соглашаются. Отсюда и колоссальная разница в размерах платы за пай в разных хозяйствах – даже в пределах одного административного района.

И главное: применить соответствующую норму этой статьи можно только при официальном оформлении отношений между арендатором и арендодателем (владельцем земельного участка). Если вы просто договорились с соседом, что он за определенную плату будет обрабатывать ваш пай, налоговое уведомление о начислении МНО придет вам. А вот договоритесь ли вы с арендатором о компенсации этой суммы? Вряд ли.

Что же ждет остальных крестьянских домохозяйств? Согласно предложенным изменениям, каждый год на каждый гектар дополнительной (более 50 соток) площади семьям придется уплачивать минимальный налог в 5% от оценочной стоимости земли. По предварительным подсчетам, речь идет о 1400-1500 грн. Например: человек, обрабатывающий два гектара земли за пределами населенного пункта, должен уплатить (2-0,5) × 1500) 2250 гривен.

Но не забывайте, что речь идет о так сказать средней температуре по палате. МНО для владельцев бедных земель (например, на западе или на юге страны) может быть меньше, а вот тем, кто хозяйничает на плодородных черноземах, вероятно, придется платить и по 1800-2000 гривен (и даже больше) за гектар.

Хорошая новость для плательщиков земельного налога

Но есть и хорошая (относительно) новость: “Предусмотрены переходные положения по применению переходного коэффициента об определении МНО. В 2022 и 2023 годах коэффициент будет уменьшен с 0,05 до 0,04”, – напоминают в парламентском комитете по финансам, налоговой и таможенной политике. То есть, два года минимальное налоговое обязательство будет начисляться по ставке 4%, а не 5% оценочной стоимости земли. Приблизительно 1200-1300 вместо 1400-1500 гривен за гектар.

Хорошая новость для всех плательщиков земельного налога: он будет учитываться при уплате МНО. То есть, для того, кто уплатил налог на землю (сейчас это 150 – 300 гривен за гектар в год), минимальное налоговое обязательство будет меньше (1500 – 150 = 1350 гривен).

По мнению экспертов, чтобы избежать путаницы и лишних хлопот, плательщикам могут начислять единую сумму по обоим этим обязательствам (в размере МНО), а затем уже автоматически “расщеплять” платежи. Но это зависит от утверждения необходимых нормативных актов. Поэтому в случае подписания налоговых изменений президентом будем ожидать дальнейших решений и разъяснений ГНС.

Кстати, (не знаем, слишком ли это кого-то успокоит), на начальном этапе внедрения нововведения части крестьян может повезти: ведь законопроект №5600 в налоговое законодательство вносит норму, согласно которой человек, имеющий во владении (пользуется) земельным участком за пределами населенных пунктов площадью свыше 0,5 гектара, освобождается от уплаты МНО, если контролирующий орган не вручил ему в предусмотренные законом сроки НУР (налоговое уведомление-решение) о начислении такого платежа. Есть и вариант, что люди намеренно будут избегать вручения НУР (этакое “налоговое дезертирство”…).

О том, есть ли шанс минимизировать финансовый удар

Впрочем, миллионы наших соотечественников сейчас мечтают, что документ в таком виде не вступит в силу. Некоторые еще верят, что президент может сразу не подписать документ, вернув его на доработку парламента. Поводом для такого решения главы государства, мол, может стать – извиняемся за тавтологию – “реакция на негативную реакцию” общества на налоговые новации в сфере землепользования.

Формальным поводом для доработки документа может быть и то, что в связи со снижением стоимости железной руды на мировых рынках рентная плата за пользование украинскими недрами, ради увеличения которой в свое время и инициировали законопроект, будет даже меньше, чем сейчас. Следовательно, ожидаемые дополнительные поступления государство не получит. Хотя в вариант возвращения закона на доработку немногие эксперты верят, поскольку от этих налоговых изменений зависит выполнение ряда статей бюджета-2022.

Какими могут быть рецепты смягчения в случае подписания и вступления налоговых изменений в силу? Первое, что приходит в голову (но это касается, прежде всего, нетрудоустроенных официально крестьян), – воспользоваться положительным положением законопроекта №5600, согласно которому право на регистрацию крестьянского фермерского хозяйства будут иметь лица, владеющие или пользующиеся более чем полгектарами земли (а не двумя гектарами, как это предусмотрено действующим законодательством).

Среди плюсов этого шага – то, что такое домохозяйство может рассчитывать на преференции и помощь в рамках государственных программ поддержки фермерства. Также уплаченные им как субъектом хозяйствования налоги и сборы будут учитываться при начислении МНО. Мелкие фермеры, как известно, платят минимальные налоги, работая по упрощенной системе налогообложения. К тому же, “при исчислении минимального налогового обязательства плательщиками единого налога четвертой группы – физическими лицами – предпринимателями, осуществляющими деятельность исключительно в пределах фермерского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с Законом Украины “О фермерском хозяйстве”, коэффициент “К” применяется в половинном размере”, – говорится в принятом парламентариями законопроекте. Коэффициент “К”. Напомним, – это 4-5% от денежной оценки земли, которые фигурируют в формуле расчета МНО. То есть, в 2022-2024 годах такие фермеры будут платить только 2% от денежной оценки их наделов, площадь которых превышает 0,5 га, а затем – 2,5%. Если же такой денежной оценки нет (это касается всех плательщиков), МНО будет определяться с учетом средней оценки стоимости земли сельскохозяйственного назначения в вашей области.

Говоря о возможных выгодах от регистрации фермерских хозяйств, не забывайте и о таком: платя ЕСВ, вы в будущем можете рассчитывать на пенсионные выплаты от государства. В каком размере (ввиду проблем, которые переживает сейчас наша пенсионная система), то уже другое дело. Но хоть что-нибудь. Особенно если вы – человек, которому сейчас за 40.

Автор: Владислав Обух

agroreview.com


Джерело http://infagro.com.ua

Відповісти

Ваш email не публікується