ЛЕОНИД ТУЛУШ: Снижение ставки НДС до 14% отдалит Украину от налоговых стандартов ЕС
Бизнес Цензор опубликовал комментарий Леонида Тулуша, заведующего отделом финансово-кредитной и налоговой политики ННЦ ИАЭ по снижению ставки НДС до 14% в сфере агропромышленного производства:
«В случае принятия законопроекта № 3656, которым предусмотрено снижение ставки НДС до 14%, порядок взимания НДС в сфере агропромышленного производства вновь станет уникальным и не будет иметь европейских, а, возможно, и мировых аналогов.
Несмотря на то, что в пояснительной записке к законопроекту № 3656 говорится, что “развитие экономических отношений страны в направлении сближения с ЕС предусматривает приведение норм налогового законодательства к общеевропейским требованиям”, фактически положения данного законопроекту не направлены на учет международной, в первую очередь, европейской, практики.
Реализация положений законодательной инициативы наоборот отдалит практику взимания НДС в Украине от положений базовой Директивы ЕС и acquis.
В случае практической реализации положений законопроекта № 3656, которым предусмотрено снижение ставки НДС на поставки отдельных видов сельхозпродукции с 20% до 14%, порядок взимания НДС в сфере агропромышленного производства вновь станет уникальным и не будет иметь европейских, а, возможно, и мировых аналогов.
Во-первых, в соответствии с положениями Директивы ЕС 2006/112 / ЕС от 28.11.2006 “Об общей системе НДС” (ч. 2 ст. 98) “сниженные ставки НДС применяются только к поставке товаров или услуг по категориям, определенным в Приложении III “. Данным приложением, среди прочего, предусмотрены пищевые продукты. То есть, товары для непосредственного потребления человеком, а не продукты промежуточного потребления, к которым относится необработанная с / х продукция. В том числе крупный рогатый скот и живые свиньи, цельное молоко, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соевые бобы, сахарная свекла и т.п., о которых идет речь в украинском законопроекте.
Во-вторых, в ЕС, в случае введения пониженной ставки НДС на этапе производства товара, ее действие продолжается до этапа поставки конечного продукта конечному потребителю (B to С).
Именно таким образом обеспечивается ценовая доступность определенных товаров / услуг для потребителей – в нашем случае, продуктов питания. И именно в этом смысл применения пониженной ставки НДС.
Впрочем, законопроектом № 3656 сниженная ставка НДС вводится только на этапе поставки непереработанного продукта и никоим образом не влияет на снижение цены конечного продукта для потребителя.
Ведь на следующих этапах товародвижения будет применяться стандартная ставка, которая нивелирует эффект предварительно применяемой сниженной ставки.
Таким образом, положения законопроекта № 3656 фактически не соответствуют положениям базовой в этом вопросе Директивы Совета ЕС 2006/112 / ЕС, и предусматривают введение определенного налогового эксперимента, последствия которого для каждого из участников экономических отношений достаточно сложно спрогнозировать.
Уникальный режим налогообложения вводится в нашем государстве не впервые. Напротив, во времена независимости Украины взимание НДС в сфере агропромышленного производства на “общих” основаниях осуществлялось только в течение 2018-2020 годов. До этого с конца 90-х годов и до 2016 года применялся режим НДС-аккумуляции, в 2016 году – режим так называемого “расщепления” НДС, а в 2017 году – режим квазиакумуляции НДС.
При этом уникальные порядок и режим взимания НДС были направлены на финансовую поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей – плательщиков НДС.
Причем осуществлялось это таким образом, что не противоречило требованиям ВТО, а позже – acquis сommunautaire.
Сейчас же уникальность режима взимания НДС в сфере агропромышленного производства будет обусловлено не потребностью поддержки сельхозтоваропроизводителей или потребителей продуктов питания. А необходимостью формирования экономических выгод для трейдеров необработанной сельхозпродукции, поставки которой будут облагаться налогом по пониженной ставке.